Статья про регулятор тормозных усилий
#1
Отправлено 24 Март 2005 - 11:23
Регулятор тормозных усилий
Одной из важнейших деталей тормозной системы является регулятор тормозных усилий (в простонародии - "колдун"). Его задача - дозировка тормозного усилия заднего контура в зависимости от нагрузки. Но нередко именно этот узел является и причиной низкой эффективности общей работы тормозов. Отчасти из-за несоблюдения сроков замены тормозной жидкости, отчасти из-за своего расположения и плохой грязезащищённости. Хорошо если эта неисправность выражается просто в неучастии заднего контура в процессе торможения, но бывает и хуже - подтекание жидкости или подсос воздуха. Косвенными признаками наличия проблемы являются:
-жесткая педаль тормоза при низкой эффективности торможения;
-возможность прокрутить задние колёса при нажатой педали тормоза;
-постоянно появляющийся в заднем контуре воздух;
-следы тормозной жидкости на пыльнике "колдуна" или под ним.
Самое простое решение возникшей проблемы - замена неисправного узла. Но, не смотря на его невысокую рыночную стоимость, не все владельцы готовы моментально потратить почти 100$. Однако и эксплуатировать неисправный автомобиль небезопасно.
Как временное решение (хотя нет ничего более постоянного), предлагаем…ампутировать больной орган, соединив напрямую ГТЦ с задним контуром. Для этого надо всего на всего отвинтить две магистральные и две отходящие тормозные трубки от "колдуна", и соединить их между собой короткими тормозными шлангами (например, № 01178 по FEBI).
Чтобы во время поочерёдного отвинчивания не залить пол можно на концы уже свободных трубок надеть резиновый колпачок,
предусмотрительно позаимствованный со штуцеров прокачки задних цилиндров. Обязательно после монтажа, как минимум, "пролить" задний контур для устранения пузырей воздуха, попавших в систему во время работы. Лучше всего - совместить с заменой тормозной жидкости (напоминаю - регламентированная замена - раз в 2 года).
Теоретически, минусом такой ампутации становится возможность раннего блокирования задних колёс при экстренном торможении. На практике такое возможно и при наличии "колдуна". А с учётом естественного износа колодок и барабанов риск ещё больше снижается. Зато мы гарантировано получаем полноценно участвующие в торможении оба контура.
Исправных вам тормозов!
© 2005 г. Яков Финогенов
#2
Отправлено 24 Март 2005 - 11:40
#3
Отправлено 24 Март 2005 - 11:52
***я тоже сторонник того, что бы выполнять предписания производителей тормозных систем, как то обязательная замена жидкости при замене любого элемента гидравлической системы, регдаментированя замена тормозных дисков и барабанов, и вообще - за правильный и качественный ремонт! НО...почему то клиенты всегда ссылаются на свой кошелёк и желание поездить "так, пока машина передвигается". Посему приходится из двух зол выбирать меньшее(о чём я указал). лучше ездить без неисправного колдуна со всеми тормозящими колёсами, чем с таковым.Это много раз уже обсуждалось, лично я против такой ампутации. Если какя-либо деталь имеющая непосредственное отношение к управлению и безопасности автомобиля, предусмотрена, значит она должна быть, иначе это постепенное превращение в ТАЗ.
Ну и как один аргумент скажу, что за 10 лет такого "временого решения" ни одного непрятного инцендента не было. Впрочем, как и все нооведения, я экпериментировал прежде всего на себе.
И на будущее - уж в чём в чём, а в применении в ремонте ТАЗообразных методов меня упрекнуть нельзя.
В будущем сочту как оскорление.
#4
Отправлено 24 Март 2005 - 12:01
#5
Отправлено 24 Март 2005 - 12:11
#6
Отправлено 24 Март 2005 - 12:21
#7
Отправлено 24 Март 2005 - 12:34
#8
Отправлено 24 Март 2005 - 12:48
#9
Отправлено 24 Март 2005 - 12:54
#10
Отправлено 24 Март 2005 - 13:00
#11
Отправлено 24 Март 2005 - 13:00
Тормозные цилиндры вроде как по 10$... т.ч. либо 1 колдун, либо 10 цилиндров :023:ЗЫ Конечно, я понимаю, что если из финансовых соображений человек решится на ампутацию колдуна, навряд ли он захочет менять еще и тормозные цилиндры
#12
Отправлено 24 Март 2005 - 13:09
#13
Отправлено 24 Март 2005 - 13:43
#14
Отправлено 24 Март 2005 - 13:51
Яков, постоянно утверждает что удалять колдун на барабанных тормозах не так криминально как на дисках, а гуры Auto.ru, которые тоже на этом собаку съели наоборот:
http://wwwboards.aut...96/285544.shtml
Более того как я понял на барабанах это как раз и небезопасно.
Есть комментарии
#15
Отправлено 24 Март 2005 - 15:37
я понял это наоборот - ГМА отказался от комментаривев, возможно в силу недостатка статистики работы с барабанными тормозами, но никак не запрещал удалять при барабаных тормозах колдун:-))Ну наконец то до колдуна добрались. Уже давненько меня интересует эта тема, и уже давно заметил вот какое разногласие:
Яков, постоянно утверждает что удалять колдун на барабанных тормозах не так криминально как на дисках, а гуры Auto.ru, которые тоже на этом собаку съели наоборот:
http://wwwboards.aut...96/285544.shtml
Более того как я понял на барабанах это как раз и небезопасно.
Есть комментарии
Ну и потом, звиняюсь, я может и не ГУРу в понимании этого клуба, но уж собаку то точно съел со всем приплодом на этом, и не только, деле:-)) И мне более чем понятны все процессы, связаные со срывом передней, задней и одновременно всех осей:-))))
#16
Отправлено 24 Март 2005 - 15:44
#17
Отправлено 24 Март 2005 - 15:54
На мой тренировочной машине с дисковыми тормозами колдуна нет, и добиться срыва задней оси достаточно легко ,посему на клиентских машинах я подобных ампутаций не провожу.Да по поводу коментариев на счет барабанов отказался, но про диски сказал явно. Что и вызвало мой вопрос. И это логично ведь эффективность дисковых тормозов по сравнению с барабанами вне вопросов. И исходя из этого при отсутствии колдуна вероятность блокировки колес у дисков выше. И если я правильно понял, Вы же ставите под сомнение безопасность удаления колдуна на дисках что логично, он же - удаляет.
Хотя допускаю, что на Ауди-100, например, совсем другая развесовка, и там удаление колдуна никак не может навредить. У меня же больше статистики по ВАГам.
#18
Отправлено 25 Март 2005 - 03:29
Я у себя в сервисе запрещаю удалять регулятор. Когда клиенты настаивают и говорят, что многие так ездят, я отвечаю, что некоторые люди годами не испытывают проблем, а вам может хватить одного случая неконтролируемого заноса задней оси, чтобы оказаться в кювете или, не дай бог, ещё дальше.
У некоторых маломощных модификаций Гольфов первых и вторых а также Ауди 50 и 80 регулятор не устанавливался. Но, тогда диаметр поршней задних рабочих цилиндров был 14 мм, чтобы ни при какой разгрузке задняя ось не блокировалась раньше передней. При установке более мощного мотора, когда тепловая мощность тормозов потребовалась выше, увеличили диаметр колеса и установили регулятор и цилиндры диаметром 17 мм, что, впрочем, потом сочли за благо и сохранили для всех остальных модификаций. Поэтому удаление регулятора правомочно только с заменой рабочих цилиндров на маленькие. Конечно, я готов согласиться, что упругие элементы регулятора делают педаль тормоза «ватной», да и надёжность с появлением дополнительных элементов страдает. Однако, курсовая устойчивость при экстренном торможении – настолько важный элемент безопасности, что все автопроизводители признают необходимость регулятора. Следующий шаг конструкторов в направлении не только устойчивости, но и управляемости – АБС. Мы, кстати, когда таких маломощных автомобилей у нас обслуживалось много, имели периодически неприятные разборки с Пунктами техосмотра. Они в силу тупых инструкций и непонимания сути не пропускали автомобили наших клиентов, если задняя ось не блокируется на стенде.
Что касается грузовиков и многоосных тягачей, раз уж возник вопрос, там эта проблема гораздо более серьёзная вследствие протяжённых размеров и, соответственно, бОльших разворачивающих моментов. Современные системы торможения автопоездов – сложные электронные устройства, управляющие включением и величиной тормозных сил по осям. Старые механические доставляют много неприятностей водителям автопоездов. Наверняка почти любой из нас наблюдал стоящую поперёк дороги фуру после экстренного торможения. Как говорят водители, «при торможении фура сложилась».
Старые колодки, я думаю, не следует брать в рассмотрение как фактор снижения риска. Во-первых, колодки - быстроизнашиваемый элемент и их меняют много раз за время жизни автомобиля. Поэтому всегда есть вероятность получить достаточное тормозное усилие для заноса. Во-вторых, тормозной механизм устроен так, чтобы износ колодок не влиял на величину тормозного усилия. А механизм автоматического поддержания зазора позволяет иметь постоянное время срабатывания тормозов. В-третьих, если уж учитывать столь малую величину, как износ барабана, то с износом его диаметр растёт, следовательно, тормозной момент увеличивается и увеличивается вероятность блокировки.
Следующий аспект проблемы, который всегда надо иметь ввиду, так это тот факт, что в силу кинематики легкового автомобиля передние тормоза создают 80% тормозного усилия и рассеивают столько же энергии. На задние приходится только 20 %. Поэтому на заднюю ось при торможении ложится больше роль стабилизации, чем рассеивания энергии. Для сомневающихся могу предложить эксперимент. Нужно попытаться остановить автомобиль только стояночным тормозом, т.е. задней осью. Конечно, должна быть достаточно широкая чистая асфальтированная дорога без транспорта в ближайшем окружении и небольшая скорость. Результат скажет сам за себя. Поэтому конструкторы давно отказались от раздельного привода тормозов (сохранился только на классических Жигулях) и перешли на диагональный. Чтобы в случае потери любого из контуров хотя бы одно переднее колесо могло тормозить.
Если мы говорим о неизбежной ампутации колдуна в качестве временной меры, то я могу предложить совсем отключить задние тормозные механизмы, а отверстия в ГТЦ заглушить. Тем самым педаль тормоза станет гораздо «острей» и получит меньший ход. Тот же эффект, что и при удалении колдуна, только ещё больше. Конечно, эффективность торможения снизится. Курсовая устойчивость тоже пострадает.
В заключении хочу посоветовать чаще проверять рабочую тормозную систему. Не только один раз в году на техосмотре, который многие из нас успешно избегают. Если будете у нас на сервисе по какой-либо причине, попросите, тормоза вам проверят на стенде. Мало кто из нас обладает навыками спортивного управления автомобилем, где блокировка одной из осей является способом маневрирования. Яша, скажи, разве когда-нибудь именно неожиданный занос задней оси даже в безобидной ситуации доставлял тебе удовольствие?
И, последнее. Про деньги. Я не считаю себя вправе заглядывать в кошелёк кому-либо. Тем не менее, я не понимаю человека, который перед прыжком с парашютом отрезает от купола повреждённые стропы и, с целью экономии денег, не устанавливает на их место новые. Может быть всё-таки лучше тогда не прыгать?
Удачи. А.М. Пахомов.
#19
Отправлено 25 Март 2005 - 08:48
#20
Отправлено 25 Март 2005 - 09:30
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных